Как восстановить речь после ишемического инсульта

Какой бы тип инсульта, геморрагический или ишемический, вызвал нарушение речи, пациенту придется приложить все усилия, чтобы восстановить утраченные функции.

Скажем сразу, ни усилия пациента по восстановлению речи, ни деньги, потраченные на профессиональную логопедию, не дадут результата, если не учитывать следующие обстоятельства:

  • Тяжесть заболевания;
  • Необходимо систематическое фармакологическое лечение.

В некоторых источниках указывается, что занятия, направленные на восстановление речи после инсульта, следует начинать практически с первой недели болезни. Такой подход в корне неверен. В первые 7 дней, которые считаются острым периодом инсульта, вопрос о восстановлении речи не стоит, есть только результат болезни.

Смертность от инсульта очень высока и составляет чуть менее 40% всех случаев. Так что первые недели — это настоящая борьба с болезнью. Но для того, чтобы восстановить речь пациента после выписки из роддома, в комплексе с другими реабилитационными мероприятиями.

Понятие и разновидности афазии

Полное отсутствие или нарушение речи называется афазией. Выделяют следующие виды постишемической инсультной афазии:

  1. Общий. Речи вообще нет. Часто полное отсутствие речевых функций связано с нарушением узнавания родственников и понимания окружающих событий.
  2. Сенсорная (афазия Вернике). Расстройство, при котором пациент не может понимать чужую речь. Он считает родной язык иностранным.
  3. Двигатель. Пациент понимает, что ему говорят, реагирует в ответ. Речь представлена ​​отдельными звуками.
  4. Амнистия. Пациент не может назвать находящиеся поблизости предметы. С трудом подбирает нужное слово из словаря.
  5. Семантический. Пациент не понимает сложных предложений, сравнений и синонимов. Обращаясь к такому человеку, используйте простые предложения.

С учетом типа афазии у конкретного человека создается индивидуальная программа реабилитации, направленная на восстановление речи.

Занятия с логопедом дома

Занятия с логопедом лучше начинать дома. Знакомая обстановка помогает пациенту расслабиться и посвятить все силы логопеду, не отвлекаясь на посторонние предметы. Важно, чтобы родственники поддержали пациента — они не рассказывают о болезни и не обсуждают трудности в общении с пациентом. Вы должны поддержать больного человека и радоваться даже маленьким успехам с ним.

Логопед начинает занятия с диагностики речевых нарушений у конкретного пациента. Чтобы разработать индивидуальную программу занятий в домашних условиях, необходимо определить степень и форму речевых нарушений, проверить реакцию пациента на слабые речевые раздражители — тихую беседу, шепот и т. д.

Первый сеанс должен пройти легко для пациента. Предложение выполнить достаточно простые речевые упражнения, чтобы пациент понимал, что они находятся в пределах его досягаемости.

Постепенно следует увеличивать сложность упражнений по восстановлению речи. От пациента не следует требовать произносить конкретные названия предметов, его следует поощрять к диалогу. Если до ишемического инсульта пациент умел и любил петь, это умение можно успешно применить. Пение помогает быстро восстановить речь. Для уроков музыки следует выбирать песни, слова которых пациент знает хорошо.

Также можно использовать навык рисования и различные карточки с изображениями предметов. Метод с использованием зрительных образов успешно применяется у людей с сенсорной афазией. Логопед показывает карточку, предлагает пациенту перерисовать ее, а затем назвать предметы, представленные на ней.

Продолжительность занятий в раннем периоде восстановления после ишемического инсульта должна составлять от 7 до 15 минут. Затем продолжительность занятий постепенно увеличивалась до получаса.

Нет смысла тратить на это больше 30 минут, ведь пациенты после ишемического инсульта быстро устают. Чрезмерное усердие может помешать достигнутому прогрессу.

Поможем логопеду?

Часто члены семьи пытаются ускорить эффект, заставляя пациента заниматься логопедом вне класса. Поэтому делать это нужно только после записи на прием к логопеду. Обычно присутствие родственников во время занятий не рекомендуется — это отвлекает пациента.

После ишемического инсульта люди становятся очень чувствительными, быстро нервничают и могут плакать. Проведение речевых упражнений уже достаточно сложно, важно не торопиться и не заставлять пациента.

Но реально помочь близким логопед может, внимательно следуя его рекомендациям. Родственники должны следить за своевременным приемом препаратов, правильно организовывать режим больного после ишемического инсульта. Например, просмотр телевизора не должен длиться более 2 часов — это утомляет пациента.

С больным необходимо ходить на прогулки, следить за его режимом питания. Ускорить процесс выздоровления помогает терапия с применением народных средств.

Применяются в лечении постинсультные препараты отвар из следующих ингредиентов:

  • Шишки сосновые или еловые;
  • Дикая роза;
  • Можжевельник;
  • Тимьян;
  • Мудрец.

Помимо однокомпонентных лекарственных средств используются также сложные лекарственные смеси. Для лечения народными средствами готовят лечебные чаи следующего состава:

  1. Платан, тысячелистник, зверобой.
  2. Грецкий орех, гамамелис, клубника.
  3. Бархатцы, лапчатка, шиповник.

По рекомендациям народных врачей, больше всего способствует восстановлению речи чай из шалфея. Настаивать обычным способом и давать пациенту в течение дня небольшими порциями — от 4-5 глотков до 5 раз в день.

Пытаясь помочь людям после инсульта, следует помнить, что только совместные и согласованные действия врачей, логопедов, родственников и самого пациента принесут желаемый успех. Поэтому не форсируйте события, относитесь к пациенту с терпением и любовью. Только тогда все получится!

Вам также необходимо знать, какой диеты придерживаться в случае инсульта.

МДЦ №51